Памир май 2018 год: приключения вдоль Афганистана

И долго глядим мы,
Друг другу не надоедая.

Ли Бо

Майское путешествие по Памирскому тракту получилось исключительно ярким и насыщенным. За 12 дней мы проехали примерно 2500 километров по дорогам Киргизии и Таджикистана, преодолели множество серпантинов и перевалов, бегло изучили Ош и Душанбе, запомнили значение вывески "Дорухона" и стали экспертами по лепешкам и шурпе. Мы любовались гладью Искандеркуля и Нурекского водохранилища, купались в горячих источниках Горного Бадахшана и, потеряв дар речи, смотрели на усыпанное звездами небо над горами и неземные пейзажи самой высокой части Памирского тракта. Мы ехали вдоль реки Пяндж, рассматривая афганские кишлаки, поражались разнообразию горных пейзажей, а также радушию и открытости местных жителей. Мы ощущали густой дух полыни, любовались огненно-красными маками и десятки раз слышали громогласное блеяние бредущей по дороге отары. И это - лишь самое поверхностное описание памирской поездки.

ОПИСАНИЕ ПО ДНЯМ

День 1
В первый день экспедиции мы свели знакомство с Ошем, окунулись в атмосферу городского базара, совершили небольшое путешествие в прошлое, узнали, как выглядит аналоговый сервис «Авито», взобрались на священную гору Сулайман-Тоо, а под конец дня были счастливы заглянуть ненадолго в самую известную городскую кофейню, где проводят время экспаты и местные хипстеры. Ну а вечером мы узнали о некоторых нюансах приготовления плова по-киргизски.
День 2
1 мая нам не очень повезло с погодой и одной из машин, но оба этих обстоятельства не помешали добраться до красивого даже под дождиком Папанского водохранилища, немного пообщаться с дружелюбным ослом, обжечься очень горячей самсой и довольно легко преодолеть границу с Таджикистаном. Под вечер мы добрались до Таджикского моря (а есть и такое!) и заночевали на самом его берегу.
День 3
Слегка отоспавшись после предыдущего ездового дня, мы прогулялись по территории известного таджикского санатория, а затем отправились в Худжанд, чтобы обзавестись местной валютой и пополнить запасы фруктов. После этого заглянули на строительство очень древней крепости, которая лежала по пути. К вечеру экспедиция добралась до гостеприимной турбазы на озере Искандеркуль, что лежит в Фанских горах.
День 4
Утром озеро, названное в честь Македонского, предстало перед нами во всей своей бирюзово-зеркальной красе. Кто-то отправился к водопаду, кто-то – совершил небольшую водную прогулку. После этого мы погрузились в машины и отправились вглубь воспетых Визбором Фанских гор. По непростой дороге добрались до альпинистского лагеря, откуда дошли до Алаудинских озер, всю красоту которых, увы, немного скрыли облака. Зато к вечеру небо прояснилось и вспыхнуло огоньками тысяч звезд, и это зрелище стало одним из самых потрясающих за всю поездку.
День 5
С утра на траве у домиков альплагеря лежал иней, но вскоре солнце отогрело и землю, и слегка замерзших нас. Мы попрощались с Фанскими горами и взяли курс на Душанбе, куда добрались довольно быстро, преодолев оставивший неизгладимые впечатления Анзобский тоннель. Во второй половине дня немного погуляли по столице Таджикистана, насладившись разнообразием роз и их ароматом в парке Рудаки.
День 6
Не прошло и недели (не прошло, шестой же день только), как мы добрались до Памирского тракта, который начинается в Душанбе, соединяя город с Хорогом и Ошем. Гвоздем программы этого дня стало водохранилище Нурекской ГЭС, имеющее причудливую форму. Сверху на него открывается совершенно потрясающий вид, а прогулка по нему на небольшом катере доставляет отдельное удовольствие. В сумерках доехали до Куляба, где смогли попасть в местный музей ужасов, а в музей истории – не смогли, хотя и пытались при содействии сотрудников местной милиции.
День 7
Куляб стал последним крупным оплотом цивилизации на нашем пути. С утра мы выбрались из города в расположенное неподалеку ущелье Чилдухтарон, скалы которого напоминают оплывшие от времени стены и башни гигантской крепости. По пути к ущелью наткнулись на долгожданное поле цветущих маков (никто не заснул) и всласть нафотографировались. Во второй половине дня вернулись в Куляб на обед, а затем двинулись в сторону Горного Бадахшана. И вот, долгожданный момент настал – находившаяся до этого где-то вдали граница с Афганистаном внезапно оказалась на расстоянии вытянутой руки. Вдоль символизирующей эту границу реки Пяндж нам предстояло ехать ближайшие несколько дней.
День 8
Эту ночь мы провели в селе Калаихум, а план очередного дня предписывал добраться до Хорога – столицы Горного Бадахшана. По пути мы насладились пьянящим духом полыни и заглянули на раскопки городища Карон, где пообщались с колоритным смотрителем этого музея под открытым небом. Затем вернулись на Памирский тракт и продолжили путь вдоль Пянджа, периодически останавливаясь, чтобы разглядеть в деталях очередной кишлак на афганской стороне. За день горы вокруг разительно поменялись: зеленые склоны обнажились и стали круче.
День 9
Ботанический сад Хорога – главная достопримечательность города, обязательная к посещению. После визита в ботсад мы отправились к горячим источникам Гарм Чашма, а затем доехали до поселка Ишкашим, за которым территория Афганистана по правую руку превратилась в узкий коридор, именуемый Ваханским. За этим коридором, возникшим в годы Большой игры, лежит территория Пакистана, в чем мы убедились, заглянув в гости на погранзаставу с дрессированным козлом. Едва не потеряв одну из машин, экспедиция добралась до гостевого дома у горячих источников Биби Фатима, знакомство с которыми мы отложили до утра.
День 10
Лучшая поездка та, в которой каждый новый день приносит еще более яркие впечатления, чем предыдущий, и путешествие по Памирскому тракту явно входит в число таких поездок. Утром десятого дня мы успели погреться в радоновом источнике, а затем отправились покорять самую дикую и красивую часть тракта. Тамошние горы кардинально отличались от всех, что мы проезжали ранее. Казалось, будто древний великан небрежно скомкал свой коричневый бархатный плед, а затем щедро просыпал на него соль. Не без приключений и при помощи троса мы добрались до Мургаба, воздав должное бане в тамошнем гостевом доме.
День 11
При свете дня Мургаб напомнил нам декорацию к постапокалиптическому фильму: этакий осколок цивилизации посреди огромного ничто, отдаленно напоминающего Землю. Мы выехали из поселка и взяли курс на перевал Акбайтал высотой 4655 метров. Успешно преодолели его, помогли заблудившемуся туристу из Японии и доехали до озера Каракуль, недавно освободившегося ото льда.  Заезд на Каракуль стал не точкой, но одним из финальных и самых запоминающихся аккордов Памирского тракта. Во второй половине дня экспедиция добралась до фантасмагорического погранперехода в Киргизию, за которым нас ждали 17 километров нейтральной полосы, совершенно другие горы и ночевка в гостевом доме в поселке Сары-Могол.
День 12
Последний день путешествия получился коротким и не слишком насыщенным – ехать по ровной асфальтовой дороге было даже немного скучно после ставшей привычной и даже родной тряски. Ледяные пики приграничных гор перешли в зеленеющие склоны, а стада овец превратились в небольшие табуны лошадей.  Температура ползла вверх, дорога – вниз, а мы потихоньку начинали осознавать всю грандиозность пройденного маршрута. И несказанно обрадовались возвращению в Ош, который за прошедшие дни удивительно похорошел.
День 13
А последовавший за этим краткий бонусный визит из Киргизии в Узбекистан – уже совсем другая история:)

Автор текста – Антон Божко, участник путешествия.

Больше жизненных впечатлений и фотографий автора здесь

НАПИШИТЕ МНЕ

Поля, отмеченные звездочкой (*), являются обязательными для заполнения.
Друзья, прошу дать мне согласие, буду относиться бережно!